• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
.
.

История

Свято-Никольский храм в Крайске многое повидал на своем веку. Были времена мирные, благодатные. А были и иные. Страшный, горький след оставила Великая Отечественная война не только на стенах сельской церкви, но и в душах людей.

Отец Александр Ковш

В начале Великой Отечественной войны по благословению Экзарха Прибалтики Митрополита Сергия (Воскресенского) на Крайский приход из Вильно прибыл служить протоиерей Александр Ковш.
В 1930-х годах XX столетия он был широко известен за свою жертвенную и неутомимую деятельность против полонизации церковноприходской жизни в период оккупации поляками части Литвы и Западной Белоруссии.
В 1935 году польскими властями отец Александр был выслан из Вильно к новообразованной границе с советской Белоруссией.
  kraisk_history1 До сентября 1939 года он жил и служил в селе Костыки (Вилейский район), что в 12 километрах от Крайска. В те времена эти селения находились по разные стороны новой границы.
"Был добрым и очень строгим", - так говорили о своем батюшке дети 1930-х, а в 90-х - убеленные сединами жители села Костыки. В сентябре 1939 года отец Александр вернулся в Вильно, а через два года прибыл в Крайск, чтобы здесь, на Логойской земле, отдать жизнь за веру и людей и... быть оклеветанным местными жителями.
Жизнь священнослужителей и верующих в годы войны была как между молотом и наковальней. Это можно видеть и на примере судеб священников Крайского прихода.
К концу 1941 года на территории Снято-Никольского прихода стали организовываться партизанские отряды. Отец Александр помогал партизанам чем мог. Кроме партизан помогал и евреям. Чтобы спасти их от уничтожения, он крестил их и выдавал справки, что они христиане. "Люди они бедные, им нужно помогать", - так говорил отец  Александр.

       Священник Александр Ковш.

В марте 1942 года батюшка прибыл в поселок Плещеницы служить Божественную литургию. Во время службы в храм вошли гитлеровцы и, арестовав протоиерея Александра по доносу, увезли его в Минск, в тюрьму СД, где пытали его, а затем убили.
Вскоре после ареста отца Александра по заданию партизан в Минск наведался Михаил Соболько (после войны, приняв сан, с 1947 по 1962 годы служил настоятелем Крайской кладбищенской церкви). В столице он зашел в Спасо-Преображенский монастырь (на его месте в настоящее время находится кинотеатр "Победа"), там ему поведали о гибели протоиерея Александра Ковша. Пономари рассказали, что на днях фашисты привозили в храм гроб. Открыть его не разрешили, а приказали отпеть, сказав, что это отец Александр из тюрьмы. Из гроба капала кровь. Отпел мученика митрополит Пантелеймон (Рожновский).

Отец Анатолий Гандарович и псаломщик Анатолий Завадский

 kraisk_history2С апреля 1942 года на Крайский приход приезжали служить из поселка Илия (Вилейский район) священник Анатолий Гандарович и псаломщик Анатолий Завадский. Последняя литургия в Крайском храме была совершена в праздник Пасхи 1943 года.
Гитлеровцы, зная, что в эту ночь в православных храмах идет служба, решили совершить нападение на Крайск с целью пленения и угона в Германию молодежи. Немецкий гарнизон располагался в поселке Илия. Нападения фашистов ожидали партизаны, которых в эту ночь в Крайске было очень много. Они устроили па дороге Альковичи - Крайск (в Альковичах находился участок с полицаями) засаду и оставили разведчиков, те под утро прислали гонцов с сообщением, что немцы идут на Крайск. Местные жители разбежались по домам, а молодежь ушла в лес. Партизаны, постреляв издали, также скрылись в лесу.
Во время этой короткой перестрелки загорелся амбар, стоявший недалеко от церкви, от него огонь перекинулся на купол храма.

Священник Анатолий Гандарович.

Фашисты, войдя в Крайск и увидев, что их операция провалилась, стали обыскивать дома. Во время налета немцы убили нескольких жителей и сожгли некоторые дома. Храм серьезно пострадал от огня.
Сделав свое черное дело, фашисты возвратились в Илию. Уходя из Крайска, два немецких офицера взяли отца Анатолия Гандаровича с двух сторон под руки и увели его с собой. Этот весьма двусмысленный жест на многие    десятилетия посеял плевелы подозрения в душах местных жителей. Они оклеветали священника, и после войны, в 1946 году, по сфабрикованному обвинению отец Анатолий был осужден на 10 лет заключения. Пять лет священник провел в Кузбасслаге, был досрочно освобожден. Вернувшись, вплоть до своей кончины в 1985 году, служил на приходе в Могилевской области. Еще во времена Хрущева, в 1964 году, когда по всей стране преследовали священнослужителей и верующих, протоиерея Анатолия Гандаровича реабилитировали как невинно пострадавшего.
 А вот псаломщика Анатолия Антоновича Завадского постигла мученическая смерть. В ту ночь, когда фашисты совершили налет на Крайск, он звонил в колокола, радуясь Воскресению Христову и возвещая о новых мучениках в Царствии Небесном. Когда немецкие солдаты ушли из деревни, из леса вернулись партизаны. Они убили Анатолия Завадского. Житель Крайска Петрашко захоронил его тело на месте расстрела - на берегу реки Крайщанки. Через три дня жена убиенного перезахоронила своего мужа на кладбище поселка Илия. Сыну Анатолия был тогда всего годик.
Через неделю, 1 мая 1943 года, совершив новый набег, гитлеровцы угнали молодежь в Германию, при этом спалив почти дотла три деревни - Крайск, Гриневичи, Рогозино.

Разорение

В послевоенное время обгоревший храм в Крайске 20 лет использовали как конюшню. После здесь устроили клуб. И еще долгих 30 лет храм осквернялся не врагами-иноверцами, а безбожниками, предки которых возводили и украшали этот дом Божий. Во времена богоборческой власти многие потеряли веру и страх Божий и если не святотатствовали, то равнодушно смотрели на разорение святынь. Только несколько старушек в 1966-м на коленях молили своих односельчан не разрушать Свято-Никольский храм... Напрасно.
Крайский храм не выдержал богоотступничества людей. И в то же время, всего в 12-ти километрах от Крайска, в селе Костыки, деревянный храм уцелел. Небольшого росточка щупленький дедушка Рыгорка, которому тогда было уже около 70-ти (а прожил более 95-ти лет), на приказ уполномоченных из Минска: "Давай, дед, ключи от церкви, будем выносить иконы", ответил: "Убирайтесь отсюда. Сейчас баб позову, они вам вилами животы вспорят". И уполномоченные ретировались.

 Были бы плоды покаяния...

 kraisk_history3Отними, Господи, лукавство от душ наших. Нельзя называться христианами и продолжать равнодушно относиться к святыням Божиим, а еще клеветать на священников, пострадавших во время войны. Но после искреннего покаяния Господь дарует прощение, только бы были плоды покаяния - страх Божий, скромность, уважение, кротость, смирение, послушание. Насильно Господь наш Иисус Христос не приводит к Себе. Должно быть осознание, понимание и желание спастись, подкрепленное делами.И хотя скудны плоды покаяния, за последние 15 лет милостью Божией многое в Крайске восстановлено. Особенно хочется поблагодарить раба Божьего Владимира, который потрудился ради Христа, не взяв ни копейки, а когда предлагали ему пообедать, говорил: "Что я буду вас объедать?" Пусть Господь дарует ему за это награду - спасение души!
Слава Богу, что подрастают детки, которые уже не знают, что в храме был когда-то клуб, где плясало безбожное поколение советского времени. Воцерковляются и родители. Учителя с учениками потихонечку приобщаются к святыне - не первый год помогают приводить в порядок церковный двор, кладбище.

      Свято-Никольский храм.

  "Храните храмы, любите все церковное, радуйтесь, если Господь вас сподобляет послужить Церкви. Спешите потрудиться во славу Божию, за это будет вам великая награда от милости Божией", говорил старец Николай Гурьянов.

Р.S. Материал подготовлен па основе архивных документов Литовского государственного исторического архива, архивных данных КГБ (собраны протоиереем Феодором Кривоносом), материалов из зарубежного издания "3 гiсторыi Праваслаунай Царквы" под редакцией Ивана Косяка, свидетельств жителей поселка Илия, сел Костыки и Крайск. Особая благодарность дочери отца Михаила Соболько Татьяне Михайловне Залуцкой, лично знавшей священников Александра Ковша и Анатолия Гандаровича.
Священник Сергий Подольский, настоятель Крайского прихода.
Газета "Царкоунае слова" № 18 (412), 30 апреля 2010 года.

Самое раннее упоминание о селении Крайск, как собственности детей Юрия Зеновича, относится к 1523 года.   В 1590 г. село и имение Крайск (22 усадьбы, 55 мещан, православная церковь, мельница) принадлежал витебскому воеводе Юрию Насиловскому и его жене ЯдвигеСогласно «Инвентарю местечка и имения Крайск Минского воеводства» от 10 июля 1593 г., «при том местечку Крайском церковъ руска, попъ при той церкви, звон, клепадло, кгрунты ку той церкви належачие зыншими паны участники, в которой церкви и в кгрунтех третяя част». Существовал в Крайске и монастырь. 18 января 1718 года настоятели православных монастырей в Литве, в том числе и Крайского, подали царю Петру I прошение, в котором просили его защиты от притеснений католиков. Древний деревянный храм во имя святителя Николая в Крайске существовал уже в 1745 г. «Клировые ведомости» за 1814 год свидетельствуют, что церковь деревянная, неизвестно когда построена, земли издавна принадлежат церкви.

По «Клировым ведомостям» за 1840 г. церковь была неотапливаемой, с пристроенной к ней колокольней. В колокольне большой колокол разбит насквозь в высоту. Внутри церковь не покрашена. Пол и потолок церкви, включая алтарь, требует исправления, также во время дождя бывает течь через крышу и потолок, а в метель навевает через крышу снег. В притворе и пономарке полов и потолка нет. По ветхости церковь поправлена в 1840 году. Утварью не совсем достаточна. Не имеется плащаницы, а также из книг, кроме служебника, требника, Евангелия, Апостола и молебных песнопений, прочих богослужебных книг нет. Жилой священнический дом находился на церковной земле совсем ветхий, как и все при нём постройки. А для причта ничего нет. Никаких зданий к церкви не принадлежало. Церковной земли 43 десятины. Приписные церкви: в с. Гриневичи – каменная церковь, требующая оштукатурки стен, исправления окон, новой крыши, подлога и потолка, расстояние от приходской Крайской церкви 3 версты; в с. Деревно – деревянная церковь, в 5 верстах; в с. Осинцы – деревянная ветхая, в 4 верстах; в с. Затеменье – деревянная ветхая, в 9 верстах; в с. Двиноса – деревянная, в 13 верстах. При них, кроме Гриневичской, находятся кладбища. Иконостасы во всех церквях устроены. Богослужения совершались в них по просьбе прихожан. Земель, капиталов и утвари не имели. Для совершения богослужения утварь и облачения доставлялись из самостоятельной Крайской церкви.

В 1874 г. за счет государственной казны построена новая каменная церковь с коло­кольней. Освящена 16/29 октября 1877 г.Храм начали строить при настоятеле прихода священнике Василии Чулкове, умершего 25 ноября 1876 г. 4 января 1877 г. настоятелем назначен священник Алексий Бирюкович. В 1897 году он на кладбище построил на свои средства церковь в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, над местом погребения своего отца - заштатного священника Княгининской церкви Вилейского уезда Михаила Бирюковича. 30 июля 1898 г. каменная церковь освящена.

Епископ Ковенский Михаил (Ермаков), викарий Литовской и Виленской епархии, в отчете за 1902 г. пишет: «По своему благоустройству и благолепию обращают на себя внимание в селении Крайск приходская каменная церковь, и в особенности кладбищенская, тоже каменная, находящаяся недалеко от села. Последняя отделана и снабжена всем необходимым, главным образом, на личные средства самого священника Алексия Бирюковича. Эта церковь по своему изящному и довольно богатому убранству могла бы занять не последнее место даже в столице. Из приходских кладбищ, виденных мною, обращает на себя внимание своим благоустройством крайское. Оно обнесено высоким забором. Могилы, кресты на них и памятники заботливо поддерживаются в порядке. Крайская приходская церковь Свято-Николаевская церковь малопоместительна. Настоятель церкви пастырь достойный, деятельный, хороший проповедник, аккуратен в исполнении своих обязанностей. Пользуется любовью и доверием прихожан. Сам весьма скромен: о себе говорить и писать не любит».

1 июля 1909 г. священник Алексий скончался от осложнений стенокардии. Он был положен рядом со своим отцом под спудом в Свято-Алексиевской церкви.

Настоятелем прихода с 15 июля 1909 г. стал священник Михаил Павлович Бирюкович. По завету своего предшественника он был добросовестным пастырем, заботился о церквах прихода. В 1914 г. возведен в сан протоиерея архиепископом Литовским и Виленским Тихоном (Белавиным), будущим Патриархом, ныне угодником Божиим.

С 1890-х до 1917 гг. крайский приход был одним из двух самых многочисленных приходов Литовской и Виленской епархии. В 1896 г. приход насчитывал 4500 прихожан, в 1916 г. - 5314 душ, при этом было много призвано на фронт. До 1914 г. в приходе имелись две церковно-приходские и одна двухклассная министерская школы, пять народных одноклассных училищ, пять школ грамоты. Существовало церковно-приходское попечительство. Прихожане выделялись усердием жертвования на ремонт и благоукрашение своего храма.

В начале ХХ века в крайском приходе были кладбищенские приписные церкви: в м. Крайск Свято-Алексиевская; в с. Затеменье в честь праведной Елисаветы, деревянная, построена в 1866 г.; в с. Двиноса в честь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, обновлена в 1912 г.; в с. Осинцы – развалена; в с. Деревно – полуразвалена, службы не совершались. В крайский приход входили также деревни Буденичи, Боброво, Глубочаны, Габаево, Ганорово, Дунаи, Драки Елевщизна, Задроздье, Заполье, Красное, Коренёво, Лесники, Посадец, Полоса, Репыще, Сачивки, Стрыя, Рагозино.

В 1919 г. по благословению митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) в Крайск прибыл служить священник Феодор Степанович Шипица. В 1919 г. местечко Крайск и 2/3 территории прихода вошли в состав БССР. В 1932 г., опасаясь преследований, о. Феодор с семьей тайно перешел польско-советскую границу, которая проходила сразу же за Крайском, добрался до г. Вильно и был принят в клир. После закрытия церкви жизнь прихожан стала очень тяжелой.

В начале войны 1941 г. по благословению Экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского) на вновь открывшийся Крайский приход из Вильнюса прибыл служить протоиерей Александр Ковш. В 1930-х гг. он был известен своей жертвенной и неутомимой деятельностью против полонизации церковно-приходской жизни в период оккупации поляками части Литвы и Западной Белоруссии.

Во время Великой Отечественной войны о. Александр, чем мог, помогал партизанам. Чтобы спасти евреев, крестил их и выдавал справки, что они христиане. В марте 1942 г. во время Божественной литургии в Плещеницах по доносу он был арестован гитлеровцами, брошен в тюрьму СД в Минске, а затем расстрелян.

С апреля 1942 г. в крайский приход приезжали на телеге из поселка Илия служить ​священник Анатолий Гандарович и псаломщик Анатолий Завадский. Последняя литургия в храме совершена в праздник Пасхи 25 апреля 1943 г. Гитлеровцы, зная, что в эту ночь в православных храмах идет служба, с целью пленения и угона в Германию молодежи решили совершить нападение на Крайск. Но об этом стало известно партизанам. Завязался бой, во время которого сильно пострадала церковь. Отца Анатолия фашисты увезли с собой, что на многие десятилетия посеяло плевелы подозрения в душах местных жителей. После войны в 1946 г. по сфабрикованному обвинению о. Анатолий был осужден на 10 лет зак­лючения, пять лет из которых он провел в Кузбасслаге, был досрочно освобожден. Вернувшись, вплоть до кончины в 1985 г. служил на приходе в Могилевской области.

После войны в 1947 г. власти разрешили открыть кладбищенскую Свято-Алексиевскую церковь, запретив при этом делать ремонт. Церковь переименовали в Свято-Николаевскую, поскольку обгоревшую приходскую церковь в центре Крайска не отдали верующим. С  1947 г. настоятелем крайского прихода был
священник Михаил Парфенович Соболько из д. Дрила, которому было более 50-ти лет. Посещать церковь можно было только пожилым людям. На школьников, которые приходили на богослужения, рисовали карикатуры в школьных стенгазетах, вызывали их родителей, угрожали исключить из школы. В 1962 г. закрыли кладбищенскую церковь, превратив в склад, а священника отправили на пенсию. В 1968 г. в этой церкви сделали зернохранилище, а после осквернения могил священников Михаила и Алексия Бирюковичей в 1969 г. стали завозить ядохимикаты. Здание храма постепенно разрушалось, а старинное кладбище с захоронениями начала XIX века было разбито.

В послевоенное время Свято-Николаевскую церковь в течение 20 лет использовали как конюшню, а в 1966 г. устроили клуб. Во время сноса колокольни возле храма несколько пожилых верующих христианок стояли на коленях с хлебом
и солью и умоляли глумителей не разушать церковь. Председатель колхоза, оттолкнув ногой одну из женщин, отдал приказ.

На торжественное открытие клуба пригласили местного кузнеца. Разрезав ленточку, он, приплясывая, направился к дверям церкви, превращенной в клуб. Суждено было этому человеку «плясать» до конца жизни: болезнь так трясла его, что он не мог поднести ко рту пищу…

В конце 1980-х гг. духовная жизнь прихода стала постепенно возрождаться. Свято-Алексиевская церковь была очищена от ядохимикатов. Осенью 1993 г. на крайский приход назначен священник Вячеслав Юхнович. В июне 1994 г. им и благочинным Логойского церковного округа протоиереем Владимиром Зимницким обретены мощи священников Михаила и Алексия Бирюковичей, частично нетленные, и положены под спуд в кладбищенской церкви.

28 июня 1995 г. молодой священник Сергий Подольский направлен в Крайск настоятелем Свято-Николаевского прихода. Ожидали его горстка старушек-прихожанок, две церкви: разрушенные, без куполов и недействующие. Возрождение и становление крайского прихода проходило при духовной поддержке и по благословению старца протоиерея Николая Гурьянова, к которому отец Сергий ездил с 1993 по 2000 гг. С верой и надеждой, уповая на помощь Божию и святых Его угодников, приступил священник и его помощники — ​родственники, друзья, немногие верующие из окрестных деревень — ​к восстановлению храмовых зданий. В августе 1995 г. произведен капитальный ремонт Свято-Алексиев­ской церкви, и 22 октября того же года Высокопреосвященнейший митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, освятил храм. Правящий архиерей посетил приход также 13 июля 1997 г., в год столетия со времени основания Свято-Алексиевской церкви. 24 июля того же года на заседании в Логойском райисполкоме юридически закрепили за православной общиной приходскую Свято-Николаевскую церковь, в которой 29 августа 1999 г. совершили первую Божественную литургию. По благословению старца протоиерея Николая Гурьянова и митрополита Филарета в марте 1999 г. о. Сергий извлек останки почившего священника Алексия и его отца Михаила из гробницы. Место и способ захоронения отразились на сохранности и целостности тел. Ныне мощи священнослужителей по­коятся в деревянном гробу в восстановленной Свято-Алексиевской церкви.

29 октября 2000 г. митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, освятил вновь отстроенный храм в честь святых святителя Николая Чудотворца и Царственных Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Отец Сергий ведет дневник, в котором отмечается помощь Царственных мучеников лично настоятелю и приходу.

В июне 2008 г. по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, благодаря священнику Сергию Подольскому на храмовой территории установлен единственный в Беларуси бюст последнего российского императора Николая II. Автор его — ​Владимир Зеленко, скульптор из России. Установку памятника приурочили к 90-летию убийства царской семьи. Под скульптурой разместили надпись: «Святой Царь Мученик Николай II. Этот бюст — ​наша благодарность святым Царственным Мученикам за многолетнюю небесную помощь нам, верующим-христианам, и нашему православному крайскому приходу».

 

Настоятели прихода:

священник Иаков Семенович Киприанович (1842–1858);

священник Василий Евфимович Чулков (02.02.1858–25.11.1876);

священник Алексий Михайлович Бирюкович (04.01.1877–03.07.1909);

протоиерей Михаил Павлович Бирюкович (15.07.1909–1919);

протоиерей Феодор Степанович Шипица (1919–1932);

священник Александр Стефанович Ковш (1941–1942);

протоиерей Анатолий Антонович Гандарович (1942–1943);

священник Михаил Парфёнович Соболько (1947–1962);

протоиерей Вячеслав Казимирович Юхнович (05.1994–1995);

священник Сергий Борисович Подольский (28.06.1995-настоящее время).


 

 

.