Никогда бы не подумал, что только в Белостоке 12 православных храмов!.. Самый главный, конечно, - Свято-Никольский храм, где лежат мощи святого мученика Гавриила Белостоцкого... Здесь прекрасно понимают и русский и белорусский языки. Умиляет, как сами поляки стараются говорить по-русски: "Спаси Господи" звучит после каждой новой фразы. Воскресным днём в храме служатся три Литургии: две - на церковно-славянском языке, и одна - на польском. Проповеди и объявления - на русско-славянском и на польском языках. Священники русским языком владеют на высоком уровне.
Рядом с храмом - Центр Православной культуры. Там рады паломникам, и всегда угостят чашечкой горячего кофе.
Следующий храм, в котором мы побывали, - самый большой православный храм в Польше - церковь Святого Духа. Он не похож ни на какой другой храм, выглядит внешне как пламя, символизирующее схождение Святого Духа на апостолов.
Внутри три высоких богато украшеных иконостаса и потрясающее паникадило, у которого светильники выполнены в виде икон.
Рядом с церковью высокая колокольня в виде свечки.
Ещё один интересный храм Белостока - церковь Святой Софии Премудрости Божией. Это - копия храма Святой Софии в Константинополе, только размером поменьше.
Особенно хочется рассказать о Супрасльском монастыре, основанном в 1498 году маршалом Великого Княжества Литовского и воеводой новогрудским Александром Ходкевичем для монахов из разорённого татарами Киева.
Сначала монастырь находился недалеко от имения Ходкевичей рядом с Белостоком, но монахам хотелось жить в более уединённом месте... и, положившись на волю Божию, они опустили в речку крест с частицей Животворящего Креста Господня, который, по преданию, поплыл против течения, и остановился на том самом месте, где сейчас стоит монастырь и посёлок Супрасль.
Жемчужиной монастыря является Благовещенский собор, который был взорван немцами при отступлении, и, можно сказать построен заново...
Великолепный памятник военно-религиозного зодчества.
Жалко, что не попали внутрь...
История монастыря очень тесно связана с нашей историей. Во-первых, икона Супрасльской Божией Матери - это список с чудотворной иконы Божией Матери Смоленской, привезённой митрополитом Иосифом Солтаном из Смоленска. Во-вторых, родоначальник известной фамилии Тышкевичей Тышка, был отсюда родом, и здесь же похоронен. Да-да, именно к этому роду принадлежат и логойские Тышкевичи, которые, как и большинство белорусской аристократии, перешли в XVII веке из православия в католичество, сулившее им звания и привилегии.
Супрасльский монастырь в эпоху унии долгое время оставался центром православной культуры. Здесь были большая библиотека, издательство, печатались и переписывались противоуниатские полемические произведения. Название одного из таких памфлетов хочу привести как пример: "На богомерзкую, на поганую латину, которую папежи, кто что в них вымыслили в их поганой вере, сказание о том".
Что интересно, даже нынешние насельники монастыря говорят:".. мы всегда жили в княжестве (Великое Княжество Литовское), в короне (Польша) мы никогда не жили.." Это тяготение к восточно-славянским народам сохранило для нас целый пласт нашей же беларускай истории и культуры, благодаря которому мы открываем для себя много нового, а самое главное,- ощущаем духовное родство в Единой Соборной и Апостольской Церкви.
Аляксандр ТАРАСЕВIЧ