• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
.
.
Среда, 06 Августа 2014 23:16

Паломническая поездка по святым местам г.Санкт-Петербурга и его окрестностям

piter1

 

Вспоминая эти пять дней вдали от мирской суеты хочу поделиться своими личными размышления о паломнической поездке по святым местам г.Санкт-Петербурга и его области, которая проходила с 16 по 20 июля 2014 года, и особую благодарность сразу хочу выразить Мозго Ольге Аркадьевне,трудами которой уже не один год мы имеем возможность совершать такие поездки.

 

 

 

В паломничествах участвуют, как правило, люди уже подготовленные, воцерковлённые, и для нас само понятие «паломничество» - очень личное. Здесь невозможно без смирения, терпения, благоговейного отношения к святыням. С древних времен церковь называет паломничество духовным подвигом и главная цель – это молитва у святыни, участие в богослужении. Непостижимым образом дух святых мест способен пробудить в нас то, что есть в наших душах от наших предков: веру христианскую и даёт непередаваемые ощущения от Божьей благодати и укрепляет дух.

Не знаю, смогу ли передать ту яркость и силу от полученных впечатлений т.к. мы имели возможность побывать сразу в нескольких монастырях, храмах и прикоснуться ко множеству святынь.

piter3

 

 

 

Первая святыня была на белоруской земле - Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Отведав монастырской кашки в трапезной, мы приложились к мощам преподобной Евфросинии Полоцкой, отслужили молебен у её мощей, побеседовали с инокиней Ольгой, которая провела с нами небольшую экскурсию по монастырю, после этого  мы приложились к Кресту Ефросиньюшки в Кресто-Воздвиженском соборе  монастыря и отправились дальше в путь.

 

 

 

 

 

 

piter4

 

Утром следующего дня мы были на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге у часовни святой блаженной Ксении Петербургской. Оставалось немного времени до открытия часовни и мы имели возможность погулять по кладбищу, где похоронены поэт А. Блок, инженер И. Бубнов, адмирал С. Нахимов, изобретатель первого русского самолета А. Можайский, директор Царскосельского Лицея Е. Энгельгардт и няня А. С. Пушкина Арина Родионовна. Так же мы посетили каменную Смоленскую церковь, где хранится знаменитая икона Смоленской Божьей Матери.

 

 

 

 

 

piter5

 

После открытия часовни в 9.00 мы имели возможность приложиться к мощам святой блаженной Ксении Петербургской и подать записки.

 

 

 

 

 

 

 

piter8

 

Дальше наш путь лежал к Иоанновскому ставропигиальному женскому монастырю. У входа на стене храма нас втретила икона св. прав. Иоанна Кронштадтского. Внизу, справа от иконы - изображение мироточивого креста, к которому прикладываются прихожане и паломники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

piter7

 

В монастыре мы отслужили молебен у мощей Святого праведного Иоанна Кронштадтского с елеопомазанием. После молебна монахиня для всей группы вынесла бутылочки с маслом, освящённым на мощах Святого.

 

 

 

 

 

 

piter9

 

Следующим был  Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. В Cоборе пребывают великие православные святыни: частицы мощей блаженной старицы Матроны Московской, святых благоверных Петра и Февронии Муромских, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Волей Божьей при этих Святынях был отслужен молебен о здравии. Также в Соборе находится самая старинная икона Санкт-Петербурга. Это - икона Святой Живоначальной Троицы, которой уже больше 600 лет.

 

 

 

 

piter10

Далее мы посетили Николо-Богоявленский морской собор, в народе именуемый Свято-Никольским Морским собором. Собор расположен на широкой площади посреди сквера и выглядит торжественно и нарядно. Он построен в форме равноконечного креста и декорирован 68-ю колоннами коринфского ордера, сгруппированными по три. С 1941 г. до конца 1999 г. он являлся кафедральным собором. Во время блокады на его хорах жил митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх Всея Руси Алексий I. 
 Собор имел много исторических достопримечательностей, связанных с историей русского флота, в числе которых были: образ святого великомученика и целителя Пантелеимона, подаренный командой гвардейского экипажа крейсера 1 ранга «Рында» и привезенный со святой горы Афон по окончании дальнего похода, икона Николая Угодника — покровителя моряков с частичкой мощей.
На стенах собора помещены доски с именами моряков, погибших на эскадренном броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 года в Порт-Артуре, на атомной подводной лодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 года в Норвежском море и др.
В наши дни в соборе поминали погибших на море во время перехода Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года, моряков теплохода «Механик Тарасов», потерпевшего катастрофу в Северной Атлантике, моряков подводной лодки «К-19», моряков затонувшей в 2000 году атомной подводной лодки «Курск» и др.

 

piter11

В Воскресенском Новодевичьем Монастыре нас ждала обеденная трапеза.

Монастырь был закрыт в 1918 г., но в конце следующего года сестры создали трудовую общину и приход, который продержался до февраля 1932 г. В ночь с 17 на 18 апреля 1932 г. в Новодевичьем монастыре было арестовано 126 сестер. Были оставлены лишь престарелые и больные, которые не могли передвигаться.  Игуменья Феофания была арестована весной 1935 г. и выслана в Уфу.
Во время хрущевских гонений городские власти захотели взорвать Казанский храм и для этого сделали в стенах шурфы, но замысел свой, слава Богу, не довели до конца. В сохранившихся зданиях без куполов и шатров после войны разместился Научно-исследовательский институт электромашиностроения. Возрождение обители началось с приходом общины сестер в 1996 году. 
К настоящему времени проведена реставрация Казанского и Афонского храмов, церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, построена часовня во имя преп. Сергия Радонежского и св. равноапостольной Нины. Постепенно возрождается Воскресенский Собор.
При монастыре существуют богадельня, детский приют, успешно ведет свою работу Свято-Владимирская церковная школа, открыт благотворительный медицинский центр по диагностике женской онкологии «Белая Роза», швейные мастерские, церковная лавка. Обитель принимает многочисленных паломников.
Ныне, после полного разорения, Воскресенский Новодевичий монастырь вновь обретает свое прежнее значение. Под настоятельством игуменьи Софии ведутся восстановительные и реставрационные работы, налаживается традиционная монашеская жизнь. Обитель духовно расцветает – под ее покров приходят не только люди, ищущие монашеского подвига, но и люди, несущие свой жизненный крест в миру.

На территории монастыря мы посетили Казанский храм и Новодевичье кладбище.

piter12Казанский храм был построен по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Своей величественной красотой Казанский храм напоминает собор святой Софии в Константинополе. В. А. Косяков пытался создать храм, который отражал бы многовековую историю христианства, соединяя в себе византийскую и русскую культуры.

Строительство храма началось в 1907 году. В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены. В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. В 1989 году церковь, находившаяся в запустевшем, недействующем монастыре, была передана приходу заграничной православной церкви.  В 1995 году церковь была отдана восстанавливаемому монастырю. Она реставрировалась с 2002 по 2004 год.

 

piter15

 

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно.

Казанский храм имеет три придела: центральный - во имя Казанской иконы Божией Матери, слева - придел во имя Державной иконы Божией Матери и справа - придел преподобного Серафима Саровского.
Храм украшен тремя деревянными резными иконостасами, покрытыми позолотой. Иконы в нем выполнены преподавателями Санкт-Петербургской Духовной Академии В. Т. Ждановой и И. Н. Кусовым. Настенную роспись Казанского храма восстанавливали и создавали художники Санкт-Петербургской Духовной Академии и иконописной школы Московской епархии г. Дубна.

 

 

piter14

 

В 1848 году при монастыре было открыто кладбище, которое в столице очень почиталось.

Монастырское кладбище, богатое и известное в Петербурге, занимало территорию около десяти гектаров, и его любило родовитое дворянство и именитое купечество, поэтому здесь было много прекрасных памятников с неугасимыми лампадами, за которыми следили особые сестры.
На нем были похоронены известные русские поэты, художники и композиторы: Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, М. А. Врубель, А. Н. Майков, Э. Ф. Направник, А. Я. Головин. Кладбище было для обители главным источником дохода.

 

 

 

 

piter13Несмотря на то, что на кладбище захоронен прах многих известных людей, пожалуй, самым знаменитым и посещаемым остаётся надгробие А.А. Вершининой (1858-1914). Анна Акимовна Вершинина - дочь генерал-майора Акима Акимовича Карпова, внучка генерала А.А. Карпова, командовавшего в 1812 году казачьим отрядом и за успешное ведение боев удостоенного многих наград, его портрет имеется в военной галерее Зимнего дворца. Анна Акимовна стала женой генерала от кавалерии Алексея Львовича Вершинина (1857-1922), умерла в возрасте 56 лет и любящий супруг поставил на ее могиле бронзовую скульптуру Спасителя (скульптор П.И. Кюфферле), которая с самого начала стала привлекать к себе множество паломников. В безбожное время памятник не находился под государственной охраной, однако выстоял даже тогда, когда в сентябре 1968 года Ленгорисполком принял решение N 793, на основании которого на Новодевичьем кладбище началась ликвидация сооружений, "не представляющих художественной и исторической ценности".
Только за 1969 год было уничтожено около 400 надгробий кладбища. Сегодня скульптурный образ Спасителя находится под государственной охраной. Надгробие А.А. Вершининой входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге.

 

Следующим пунктом нашего паломничества - было посещение Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

История Александро-Невской Лавры неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга. Уже в 1704 году, через год после начала застройки города на Неве, Петр I определяет местоположение будущего монастыря, и через несколько лет, в 1710 году издается указ - "непременно на том месте быть Монастырю". Место основания Лавры выбирается Петром не случайно. По легенде, близ Черной Речки недалеко от этого места, где сейчас возвышается монастырь, в 1240 году новгородской дружиной под предводительством князя Александра Невского были разбиты шведские войска. Так, Александр Невский становится одним из небесных покровителей молодого города на Неве. И не удивительно, что именно его именем назван первый монастырь Петербурга.

piter18

 

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий и был погребен 6 декабря (23 ноября) 1263 года во Владимирском Рождественском соборе. В 1547 году Александр Невский канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных. 12 сентября (30 августа) 1724 года мощи святого благоверного великого князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Петербург в Александро-Невский монастырь. 
Впоследствии, мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. Для них в 1750 году императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже.
После Революции мощи были помещены в Музей истории религии и атеизма и были возвращены в Лавру в 1989 году. Каждое утро в монастыре перед ковчегом с мощами святого благоверного князя Александра Невского совершается братский молебен. 6 декабря, в день преставления святого благоверного князя Александра Невского, поклониться его мощам приглашаются все желающие. Приложились к мощам и мы.

Свято-Троицкий собор, Именно в нем находятся реликвия монастыря – мощи Св.Александра Невского. Троицкий собор – величественное сооружение в стиле классицизма, поражающее своим богатым внутренним убранством.
Современная Лавра включает в себя каменную Благовещенскую церковь, построенную на месте первой деревянной, Троицкий собор, Духовскую, Никольскую церкви и церковь св. блгв. кн. Феодора Ярославича.
Также на территории Лавры находятся 4 кладбища – Лазаревское, Тихвинское, Никольское и Казачье.
Лазаревское кладбище более известно как Некрополь XVIII века, оно являлось местом захоронения высших слоев петербургского общество, и первоначально право захоронения на Лазаревском кладбище выдавалось лично императором. На Лазаревском кладбище захоронена сестра Петра I Наталья Алексеевна. Гуляя по Некрополю, вы увидите гробницы величайших и достойнейших людей того времени – безупречно-строгий надгробный памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову, могилы К.Росси и И.Старова (архитектора Троицкого собора Лавры). Здесь же захоронена вдова А.С.Пушкина Наталья Горчарова (Н. Н. Ланская).
Тихвинское кладбище известно под названием Некрополь Мастеров Искусств. Здесь нашли свой последний приют выдающиеся художники, композиторы, литераторы. Среди наиболее известных – М.Глинка, Ф.Достоевский, Н.Карамзин, П.Клодт, А.Куинджи, М.Петипа, М.Мусоргский, И.Шишкин и многие другие, чьи имена и творения помнит и знает весь мир.

piter16

 

Александро-Невская Лавра по праву занимает почетное место среди наиболее популярных мест Санкт-Петербурга. Посетить Александро-Невскую лавру стоит непременно, ведь это не только целостный, живописный архитектурный комплекс и крупный монастырь с богатыми традициями и святынями. В особую атмосферу Лавры «погружаешься» с того момента, как делаешь шаг с площади Александра Невского к воротам монастыря. Яркие краски цветников и неспешные воды реки Монастырки, смиренность проходящих монахов и послушников, тихая торжественность Некрополей и величественная красота соборов, монастырский хлеб и песнопения хора – все это части особого мира, имя которому – Александро-Невская Лавра.

 

 

 

 

piter21

 

К вечеру мы прибыли в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь .
Утром на ранней литургии мы исповедались и причастились.

 Так же имели возможность приложиться к чудотворной иконе Тихвинской Божьей Матери.
Тихвинская икона Божией Матери в окладе. Сребропозлаченный оклад для образа Богородицы украшенный жемчугом и самоцветами и изготовленный в 1718 г., был «обетным подношением» к чудотворному образу от 67 «лучших торговых людей» тихвинских.
Ровно десять лет назад величайшая православная святыня вернулась в Тихвинский Успенский мужской монастырь после длительного пребывания на чужбине. Вывезенная  фашистами в 1941 году из оккупированного Тихвина, икона сначала находилась в Пскове, затем ее путь лежал через Даугавпилс и Ригу в Германию и далее – в США, где святыня и хранилась в семье православного священника, архиепископа Чикагского и Миннеаполисского Иоанна Гарклавса. В 2004 году последний хранитель иконы отец Сергий Гарклавс исполнил завещание своего духовного отца и вернул чудотворный образ в родную обитель, которая к тому времени переживала возрождение.
9 июля – день явления чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери.
С середины XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с Лиддской иконой Пресвятой Богородицы (их иконография одинаковая). Лиддская икона Богоматери была написана в VIII веке с Нерукотворенного образа Божией Матери, явившегося на столпе храма в городе Лидде (недалеко от Иерусалима). Во времена иконоборческой ереси она чудесным образом приплыла в Рим из Константинополя и стала называться Римской, а после восстановления иконопочитания вернулась назад.

 

 

piter23

По другому преданию, Тихвинская икона отождествлялась с Влахернским образом Одигитрии, написанным евангелистом Лукой. Лиддский образ Пресвятой Богородицы и Одигитрия из Влахернского храма покинули Константинополь за 70 лет до падения Византийской империи в 1453 году. Лиддская икона, как и Одигитрия из Влахернского храма, чудесным образом была перенесена из страны, утратившей благочестие, в новый удел Пресвятой Богородицы - во Святую Русь. Русское государство рассматривалось как преемник духовных традиций Рима и второго Рима - Византии. Москва, просияв благочестием, стала третьим Римом, а четвертому не бывать - идея, высказанная псковским монахом Филофеем, была распространена в XVI веке. Тихвинская икона стала символом Русского централизованного государства. К всеобщему почитанию Тихвинской иконы присоединялось и почитание ее как хранительницы северо-западных рубежей Руси. В 1617 году в деревне Столбово, расположенной рядом с Тихвинским монастырем, был заключен Столбовский мир, прекративший войну между Россией и Швецией. Основание Петербурга, победа России в Северной войне со Швецией также связывали с верой в заступничество Божией Матери по молитвам перед Ее Тихвинской иконой.
Верующие убеждены, что спасение оказавшейся в страшной блокаде северной столицы, города Тихвина и всей России от фашистской нечисти принадлежит милости Божией, случившейся благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы. Кстати, освобождение Тихвина стало едва ли не первой заметной победой советских войск в ходе Великой Отечественной войны. Он был захвачен гитлеровцами 8 ноября 1941 года, а уже через месяц — 9 декабря — части 4-й армии под командованием генерала Кирилла Мерецкова штурмом освободили Тихвин. Но и за один месяц оккупации нацистские варвары разграбили и разрушили древний город. В стенах большого Тихвинского монастыря палачи творили неправедный суд и расправу над непокорным населением. За помощь партизанам были расстреляны и многие священники. Фашисты похитили из монастыря всю ценную утварь. Чудотворную Тихвинскую икону Богородицы, пребывавшую здесь уже более пяти веков, они отправили во Псков. В 1944 году, вывозя из Пскова захваченные ценности, нацисты вывезли икону в Ригу. Здесь ее хранителем стал архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Двигаясь на запад с отступающими немецкими войсками, этот пастырь попал в Лиепаю, а потом, переплыв Балтийское море, — в Германию. Из американской оккупационной зоны он вскоре направился в США. Так чудотворная икона оказалась в штате Иллинойс, в Троицком соборе города Чикаго.
Перед своей кончиной в 1982 году владыка Иоанн завещал приемному сыну протоиерею Сергею Гарклавсу вернуть православную святыню в родную обитель, когда та будет восстановлена.
Его воля была исполнена. Весной 1995 года Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, закрытый в 1924 году, был возвращен Русской православной церкви.

Ныне в полуразрушенной обители возрождается монашеская жизнь, начались регулярные богослужения.
Послеле утренней трапезы для нас была проведена обзорная экскурсия по монастырю, которая началась с приветствия квартета хора «Святилен».

 

piter24

Дальше нас ждал Антониево-Дымский монастырь.
Недалеко от города Тихвина, на большом холме вблизи Дымковского озера, стоит один из древнейших монастырей северо-западной русской земли и древнейшая обитель Санкт-Петербургской епархии - Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь. Основал монастырь Преподобный Антоний Дымский в начале XIII столетия. Правда, официально это произошло несколько позже, тогда, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение. Родился Антоний в начале XIII века в Новгороде в благочестивой семье. Рано почувствовав влечение к иноческой жизни, он пришел в Хутынский монастырь и упросил настоятеля Варлаама принять его в число своих учеников. Через некоторое время получил монашеский постриг. Братия монастыря очень любила Антония за смиренный характер и доброту, и на общем совете было решено послать его в Константинополь. Тогда же он посетил Святую Землю и вернулся в свою обитель через пять лет. После смерти Преподобного Варлаама братия решила выбрать отца Антония настоятелем, но он отказался в силу своего смирения. Ища пустынного уединения, преподобный ушел на берега Дымского озера, поставил на холме келью, а на озере обрел большой камень-валун, едва выглядывающий из воды. Преподобный Антоний приплывал к камню на лодке и, стоя на нем, подолгу молился.
В каждодневной молитве провел он немало лет, пока молва о подвижнической жизни одного из первых северных отшельников не привела к нему людей, жаждавших разделить его подвиги. Так молитвенный камень Преподобного Антония Дымского положил начало и самому монастырю. Преподобный Антоний молился в глухом, необжитом тихвинском крае более чем за полтора века до явления здесь Тихвинской иконы Божией Матери. Своим подвигом он призвал на берега реки Тихвинки благословение и благоволение Царицы Небесной, вымолив святыми, чистыми, как вода Дымского озера, молитвами явление Чудотворной в 1383 году в 15 верстах к северу.

 

 

 

piter25
Считается, что Преподобный Антоний может быть назван "предтечей" Тихвинской Богоматери. Богомольцы издревле поняли небесную связь Преподобного Антония и Пречистой Богородицы. Возник обычай - по пути в Тихвинский монастырь прежде заходить в Антониево-Дымскую обитель. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах, предваряя подвиг тысячедневной молитвы на камне Преподобного Серафима Саровского и Преподобного Серафима Вырицкого. Поэтому молитвенный камень Преподобного Антония по праву стал почитаемой святыней. Умер Преподобный Антоний на 67 году жизни. Тело его было положено в устроенной им церкви Преподобного Антония Великого на левой стороне. И в 1370 г., в дни княжения вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, почти через 100 лет, было обретено нетленным. Еще при жизни Преподобного Антония возник обычай совершать плавание вокруг камня, и множество людей исцелились этим благодатным купанием. Сам Святой Благоверный князь Александр Невский приезжал в обитель "Антония на Дымах", купался в озере.

 

 

 

piter27По существующему преданию. Преподобный Антоний заповедал, чтобы ни один богомолец, пришедший в монастырь, не входил в обитель, не омывшись в водах Святого озера. Эта традиция сохранялась в монастыре вплоть до 1917 года. При советской власти в монастыре, по какой-то странной традиционной участи, постигшей и многие другие обители, расположили психиатрическую больницу. В последнее время, предшествовавшее возобновлению, монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат "Глинозем", а в гостиничном корпусе был размещен заводской санаторий-профилакторий. Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. Сделано это было силами прихода Петро-Павловской церкви с. Сомино и петербургских благотворителей. Установка креста была приурочена к 770-летию со дня преставления Преподобного Антония. Крест от монастыря к озеру несли крестным ходом - той самой дорогой, которой в старину совершался традиционный монастырский крестный ход. Основание креста укрепили в металлическом раструбе, который заполнили бетоном и установили прямо на дне озера. Этот крест стал первой святыней будущего возрожденного монастыря, символизируя то, что опять начало монастырю положил святой камень Преподобного Антония Дымского.

 

piter28Уже к вечеру мы были в самой молодой женской обители Санкт-Петербургской епархии - Покрово-Тервенический женский монастырь. Раньше на этом месте находился деревенский храм Покрова Пресвятой Богородицы, куда по большим праздникам приезжали жители окрестных сел и деревень.
Тервенический погост впервые упоминается уже в 1137 г. в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича среди описаний других погостов Приладожья и Прионежья. Эти Новгородские земли с давних времен были населены славянами и вепсами. Кстати, по одной из версий, название поселения имеет финно-угорское происхождение. "Те" - по-вепски означает "здравствуй" (можно также вспомнить финское "терви" и эстонское "тере" Окончание же "..-ичи" явно славянского происхождения, что лишний раз доказывает, насколько тесно переплелись в северо-западных землях корни славянских и финно-угорских народов. Тервенический погост был крупным административным и торговым центром, объединявшим, в разное время, десятки, иногда и сотни деревень. А с распространением христианства на север, Тервеничи становятся и духовным центром края. Переписи 1582-1583 гг. упоминают о том, что в центре погоста находилось два храма, а сам погост назывался Михайловским, в честь Архангела Михаила. Во многих близлежащих деревнях были часовни.
Во время многочисленных войн деревни Тервенического погоста неоднократно разорялись и приходили в запустение, но затем вновь заселялись. Треть деревень погоста принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, находившемуся в 15-ти верстах от Тихвина, еще часть - Новгородскому архиепископу. В конце XVIII в. Тервеничи утратили значение административного центра, но продолжали оставаться центром просвещения и духовности. В 1861 году, на средства местных жителей в селе строится большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Его поставили на горе, над Погостским озером. Он был белым, с ярко-синим с золотыми звездами куполом, внутри были красивые иконы и росписи. После прекращения богослужений в в 1935 г. церкви разместился клуб. Затем храм использовали под склад зерна, а еще позже - под склад удобрений. Удобрения разъели штукатурку, уничтожив настенные росписи. После того, как в храме разобрали крышу и сожгли окна, он начал быстро разрушаться. Не было уже надежды, что здесь когда-нибудь зазвучат слова Божественной Литургии...
В окрябре 1991 года в полуразрушенном и вновь освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы храме состоялся первый престольный праздник будущей обители и была отслужена Литургия. А накануне состоялся постриг сестер Свято-Покровской женской общины. Первой насельницей стала монахиня София, второй - Вера. Долгую холодную зиму провели матушки в новой обители, начав ее возрождение.

piter29

 

Главной святыней обители является чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тервенической. Когда открывали монастырь и внутрь внесли икону, то над храмом вспыхнула радуга. В 1997 году в 20 км от Тервеничей по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в деревне Пирозеро был основан скит монастыря, храм которого освящен во имя иконы "Неупиваемая чаша". Каждое утро здесь служится акафист Пресвятой Богородице, и по ее молитвам многие получают излечение от наркомании и пьянства. За немногие годы своего существования Покрово-Тервеническая обитель выросла и расцвела. Сейчас в монастыре подвизаются 36 насельниц. При обители открыты художественная и швейные мастерские. Выросло и монастырское хозяйство, в котором есть теперь коровы, лошади, овцы, козы, куры. Местные власти передали монастырю 15 гектаров земли. На этой земле монахини разбили сад, кроме того, сажают овощи и сеют овес. В художественной мастерской написаны иконы, которые заслужили высокую оценку искусствоведов. Матушка Лукиана говорит: "В обители мы, действительно, находимся под покровом Божией Матери, каждую минуту ощущаем ее присутствие, и она везде слышит нас, как солнце светит всем".
В феврале 1992 произошло чудесное обретение списка чудотворного Касперовского образа Божией Матери, явленного духовнику сестричества иеромонаху Лукиану во сне Самой Пресвятой Богородицей и прославленного уже в обители многими случаями исцелений.
Теперь этот список известен под названием Тервенического.

 

 

 

 

 

piter30

 


В монастыре мы славно потрудились во Славу Божью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

piter31

 

Венцом нашего паломнического путешествия стал Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Святая обитель была основана в 1508 году Преподобным Александром Свирским — иноком Валаамского монастыря. В 1508 году Преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые одежды, осиянных небесной славой. Преподобный получил повеление построить церковь и основать монастырь.
В том же 1508 году была построена деревянная, а в 1526 году — каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. При жизни преподобного Александра, да и после его кончины обитель находилась в самом цветущем состоянии.
Преподобный Александр преставился 85 лет — в 1533 году. Через 14 лет он был причислен к лику святых. Мощи святого были обретены в 1641году.
Монастырь как единое целое сложился в 16–17 веках и состоит из двух самостоятельных ансамблей Троицкого и Преображенского. В Троицкой части расположены: Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, храм преподобного Иоанна Дамаскина и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Часть помещений здесь занимает психиатрическая больница.
Преображенская часть в настоящее время полностью принадлежит монастырю. Здесь располагаются Преображенский собор и церковь Святого пророка Захарии и Елизаветы, построенные в 17 веке.
В 1918 году мощи Преподобного были изъяты из монастыря и тайно переправлены сначала в Лодейное Поле, а затем в Петроград. Вскоре обитель была закрыта.
Возрожден монастырь в 1997 году. А в 1998 году в обитель вернулась главная святыня монастыря — мощи преподобного Александра Свирского. Также в монастыре находится точная копия Туринской Плащаницы.

piter32

 

Мощи Александра Свирского: руки святого казались теплыми и мягкими, аромат заполнял все помещение вокруг раки. Невозможно описать чувства, которые переполняли душу, когда находилась там, вся атмосфера пропитана святостью места, непостижимостью Божьего присутствия.

 

 

 

 

 

 

piter33

 

 

Каждый из нас получил от поездки что-то особенное, необходимое только ему одному. Все ощутили благодать и помощь Божию, которая была с нами на протяжении всего этого времени и до сих пор находится в душе многих. Хочется поблагодарить всех участников поездки за хорошее настроение и теплое, дружеское отношение друг к другу. Очень тяжело возвращаться в наш грешный мир после пережитого и пройденного.
Спасибо Господу и Царице Небесной и всем Святым за Благодать Божию .
Слава Богу за все!

 

 

 

 

 

 

 

 

Татьяна БОНДАРЕНКО

Паломничества


.