Священник Василий Вержболович.
Священник Василий Вержболович отдал пастырскому служению 63 года жизни, 53 из которых – в Логойском храме Николая Чудотворца.
Родился Василий Вержболович в 1862 г. в местечке Телеханы, которое тогда относилось к Гродненской губернии. Следуя примеру отца-священника, он закончил Минскую духовную семинарию. Женился на дочери настоятеля Логойского Свято-Николаевского храма Стефаниде Ржецкой, которая стала его верной помощницей. После смерти тестя в 1880 году 27-летний Василий занял осиротевший приход. Его служение здесь прерывалось на 10 лет: в 1932-м священника назначили настоятелем церкви в селе Волма Минского района, а два года спустя арестовали и отправили в ссылку. Вернулся он в Логойск в сентябре 1942 г. и служил Богу и людям до самой смерти. Нет необходимости перечислять награды, полученные за это священником. Самой главной из них было исключительное уважение прихожан. Настоятель являлся не только ревностным хранителем веры, но и мудрым наставником, чутким человеком. Даже в преклонном возрасте он обладал достаточной физической силы, бодростью и ясным умом. Служивший позже в Логойске протоиерей Дмитрий Хмель в своих воспоминаниях рассказывал об увлечении отца Василия пчеловодством. Еще до революции его ульи стояли в парке старого графа Тышкевича, с которым настоятеля связывали дружеские отношения. -- Бывало, бегу я через глубокий ров к пчелкам, -- рассказывал Василий Вержболович, -- а граф кричит вслед: «Отец Василий, дал бы ты мне хоть одну свою ногу».
Те, кто знал священника, считали, что о его жизни можно было написать интересную книгу. Умер он в 1952 году и похоронен на кладбище в Логойске.
Протоиерей Владимир Емельянович Житковский.
В 70-е годы ХХ века, в эпоху «научного атеизма», протоиерей Владимир Емельянович Житковский, в качестве заштатного священника проводил службы и исполнял требы Логойского прихода, замещая своего сына протоиерея Владимира Житковского, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца города Логойска, во время его болезни и продолжительного лечения.
Житковский Владимир Емельянович родился на хуторе Таборище Минской губернии в 1898 году. Полторы волоки земли были дарованы деду Владимира Шимону Житковскому, который в 1854 году, покрытый ранами и медалями, с Георгиевским крестом на груди, выходил из действительной службы.
В 1856 году он женился на местной белоруске, и уже в 1857 году они крестили в местной Засульской церкви своего первенца Емельяна. В семье Емельяна Житковского было пять сыновей и три дочери. Все дети ходили в церковно-приходскую школу, где их обучали азбуке, арифметике, чтению по церковно-славянски и пению на клиросе. Но особенно набожным и прилежным оказался Владимир. Его любознательность не давала покоя ни ему, ни его родителям. Наконец, на Пасху 1912 года он тайком покидает родной хутор с твёрдым намерением устроиться в монастырь, чтобы там, работая, продолжать учёбу. С большим трудом ему удалось добраться до местечка Ивенец, где находился женский монастырь. Когда он предстал перед воротами этого монастыря, то был замечен монахиней. Его приютили, обогрели, расспросили и оставили временно в монастыре на несколько недель. В течение этого времени решалась его дальнейшая судьба. Отец Володи по запросу игуменьи дал согласие на пребывание своего сына в монастыре. Однако в Ивенце его не оставили, а, снабдив деньгами и рекомендательным письмом, отправили в Минский мужской монастырь, где и должна была окончательно решиться его судьба. Из Минского монастыря со стариком-монахом Владимира направили в глубь России, в Тихонову пустынь. Пробыв в монастыре несколько лет, Владимир становится келейником старца Пимена.
Жизнь Владимира в монастыре продолжалась до революции в России, после которой он возвращается домой и становится учителем в Засульской школе, где он получил в детстве свои первые уроки. Но преподавать ему в начальной русской школе пришлось недолго. С приходом буржуазного правительства Мостицкого русский язык из школ был изгнан и заменён польским. Ополячивание стало основной программой школ. Вот и Владимиру Емельяновичу как русофилу в школе места не нашлось. Тогда он опять оставляет отчий дом, и на этот раз уже навсегда. Он устраивается в Виленском Свято-Духовом мужском монастыре в качестве келейника архимандрита Савватия и деятельно готовится к экзаменам. В 1926 году он экстерном сдаёт экзамен на псаломщика и получает назначение в Гейсишкую православную церковь вблизи Вильно. Здесь он вступает в брак с Тыщук Ксенией Варфоломеевной, и вскоре молодые супруги переезжают в местечко Троки, а затем из Литвы в земли белорусские, в местечко Кобыльник, где у них в 1928 году родился сын Владимир. Владимир Емельянович успел сменить ещё несколько приходов как на территории Белоруссии, так и Литвы прежде, чем достиг сана диакона.
Наконец в 1943 году он сдаёт богословско-пастырский экзамен и посвящается в священники экзархом Прибалтики митрополитом Сергием в Свято-Духовом монастыре в Вильно.О. Владимир служил настоятелем православных приходов в Зарасай, Ужусаляй, Гейсишках (Литва), Нарочи, Плещеницах, Озере и уже в качестве заштатного священника в Логойске, где с 1958 года настоятелем Свято-Николаевского храма пребывал его сын протоиерей Владимир Владимирович Житковский. И это было благом для прихожан Логойской Свято-Никольской церкви, так как по-прежнему осуществлялся действенный контроль государства за деятельностью Русской Православной Церкви, начавшийся в 1950-е годы и имевший своей целью полную ее ликвидацию. На 1971 год Русская Православная Церковь имела 6234 зарегистрированных священника, четыре года спустя их число сократилось до 5994. Продолжали закрываться храмы. Общее число приходов с 7274 сократилось до 7038. Протоиерей Владимир (старший) проводил службы и исполнял требы Логойского прихода, замещая своего сына во время его болезни и продолжительного лечения.
Скончался протоиерей Владимир Емельянович Житковский зимой 1977 года и похоронен на Логойском православном кладбище. Его сын Владимир Житковский летом 1977 года посвящает своему отцу стихотворение, описывая его судьбу. Вот заключительные строки этого стихотворения:
Твой скромный труд негромок был,
Как тысячей служителей Господних,
Но как насущный хлеб ты был необходим
Для православного народа.
Биография и фото предоставлены внучкой протоиерея Владимира Емельяновича Житковского Алевтиной Владимировной Мосюковой (Житковской).
Протоиерей Владимир Владимирович Житковский.
С 22 января 1958 года по 17 мая 1978 года настоятелем храма святителя Николая Чудотворца города Логойска был протоиерей Владимир Житковский.
Это были годы второй волны гонений на Русскую Православную Церковь в Советском Союзе. Началом кампании можно считать выход секретного постановления ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“ от 4 октября 1958 года. Оно обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки». Принятая на XXII съезде Третья Программа КПСС (17—31 октября 1961 года) предусматривала, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм, и партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков. Главным методом борьбы с Церковью стали теперь не аресты и физическая расправа, а административное давление и запугивание. Священнослужителей пытались подкупить, шантажировали их и их родственников, принуждали отрекаться от сана и выступать с атеистическими заявлениями. Налоги, которые платили священники по меньшей мере в 7 раз превышали налоги обыкновенного советского служащего. С 1961 года хозяйственная и финансовая деятельность полностью переходила к так называемым «двадцаткам», священник-настоятель превращался в простого наемника. Среди членов «двадцатки» власти старались иметь своего человека, который бы подрывал приходскую жизнь изнутри. Священника снимали с регистрации по любому удобному поводу, затем при участии милиции и рьяных активистов из комсомола храм закрывался. Были запрещены благотворительная деятельность, паломничества, церковные библиотеки. Церковные требы подлежали обязательной регистрации с указанием паспортных данных. Это давало возможность властям установить слежку за верующими, проводить чистки на собраниях, понижать в должности, увольнять, исключать из института и так далее. Не допускалось приходить на службы с детьми, родителей запугивали лишением родительских прав, оказывалось давление на священников вплоть до того, что последние должны были сами не допускать детей к храму, останавливать службу. Верующие представлялись в карикатурном виде, ложь и ругань в адрес Церкви полилась в печати. Об амбициозных стараниях местных властей в антирелигиозной борьбе свидетельствует обращение 1961 года в союзные органы с предложением объявить БССР первой безбожной республикой.
Житковский Владимир Владимирович родился 28 июня 1928 года в местечке Кобыльник (ныне поселок Нарочь) Минской области в семье священника. В 1946 году окончил Вильнюсскую гимназию № 6 имени Черняховского. И в этом же году Житковский Владимир поступил в Виленскую Православную Духовную семинарию. В 1947 году, будучи воспитанником 2-го класса, был переведён для продолжения образования в Минскую Духовную семинарию в Жировицком монастыре в связи с закрытием Виленской Духовной семинарии. 5 февраля 1950 году рукоположен в Минском кафедральном соборе во диакона архиепископом Минским и Белорусским Питиримом. 26 марта 1950 году в том же соборе рукоположен во пресвитера. В 1950 году Житковский В. В. женился на Валентине Николаевне Лешкевич, и впоследствии у них родилось трое детей: сын Дмитрий (1951 года), дочь Алевтина (1953 года) и сын Олег(1958 года).После окончания Минской духовной семинарии (1950 год) иерей Владимир Житковский назначен настоятелем Ильской Свято-Ильинской церкви Вилейского благочиния Минской епархии. За усердное служение Церкви на данном приходе митрополитом Минским и Белорусским Питиримом ко дню Святой Пасхи награждён скуфьею в 1953 году, а в 1956 году – камилавкою. 22 января 1958 года Митрополит Питирим назначил иерея Владимира Житковского (по его просьбе) на должность настоятеля Логойской Свято-Николаевской церкви 1-го Минского благочинного округа, а его супруга Валентина Николаевна была назначена псаломщиком. В 1960 году ко дню Святой Пасхи священник Владимир Житковский награждён золотым наперстным крестом митрополитом Гурием. А в 1962 году к празднику Святой Пасхи за усердное служение Церкви архиепископом Минским и Белорусским Варлаамом награждён протоиерейством.В августе 1962 года в связи с воссоединением соседнего Плещеницкого прихода протоиерей Владимир Житковский был уполномочен исполнять религиозные обязанности в бывшем Плещеницком районе.Указом архиепископа Минского и Белорусского Сергия от 24 мая 1965 года протоиерею Владимиру Житковскому было дано благословение на настоятельское служение в Свято-Петропавловской церкви города Кореличи Гродненской области. Однако церковному совету и прихожанам Логойской Свято-Николаевской церкви удалось отстоять своего настоятеля, и уже последующий указ епископа Антония от 11 июня 1965 года определил служение о. Владимира на прежнем месте в Свято-Николаевской церкви города Логойска.В 1967 году вновь за усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи протоиерей Владимир был поощрён архиепископом Антонием и награждён палицею, а в 1972 году – крестом с украшениями. Он продолжал служить в Логойской Свято-Николаевской церкви вплоть до своей кончины 17 мая 1978 года. Похоронен на кладбище в Логойске.
Биография и фото предоставлены дочерью протоиерея Владимира Владимировича Житковского Алевтиной Владимировной Мосюковой (Житковской)