• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
.
.

История

logoisk_history1

Храм освящён 11 сентября 1866 года. Построен на месте, где с начала 16 века стояла Пречистенская церковь. В 1839-1844 году все логойские церкви возвратились в Православие. Выглядели они довольно плохо. Из-за нехватки средств на их восстановление по ходатайству графа Константина Тышкевича, владельца местечка Логойск, было решено возвести один каменный храм.

В «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» (1864 год) дана следующая характеристика нововозвёденной церкви: «зданием каменная, устроена продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на середине здания и колокольнею во фронтонной части… Внутренняя вместительность приспособлена на 700 человек… Иконостас покрашен в светло-голубой цвет с золочёнными карнизами и рамами, состоит из 20 икон, расположенных в два ряда. Кроме сего, имеется местночтимая икона Божией матери, величиною в полтора аршина, украшенная серебряным окладом. К ценным утварным вещам относятся два серебряных прибора литургийных сосудов… В колокольне помещается пять колоколов: один в 10 пудов, другой в 6 пудов, три колокола весом каждый около 35 фунтов».

В 1885 году был освящён второй престол, устроенный с северной стороны – в память Рождества Пресвятой Богородицы. Настоятелем с 1857 по 1888 годы был священник Иоаким Хруцкий, ему помогал о. Иосиф Соловьевич. Именно в годы их служения строился храм. Потом менее года настоятелем был о. Лука Ржецкий.

В 1889 году настоятелем стал о. Василий Вержболович, который прослужил тут, если не считать вынужденных перерывов, более за 60 лет, награждён за это время наперстным крестом и званием митрофорного протоиерея (умер в 1952 году). С 1894 года ему начал помогать о. Александр Смолич, который отлично преподавал Закон Божий в Селецкой земской школе, умер он в 1919 или 1920 годах от отравления газами на немецком фронте. Перед 1917 годом за храмом считалось более за 600 дворов. После Октябрьской революции чуть больше за десятилетие храм ещё действовал. В конце 20-х годов о. Василия арестовали и выслали в лагерь, откуда он освободился только накануне войны. Закрытую церковь приспособили под зернохранилище. В 1941 году во время фашистской оккупации верующие открыли свой храм, и до сих пор службы не прекращались.

Настоятелями храма были:
  • 1942 – 1944 г.г. – о. Антоний Зубович
  • 1944 – 1949 г.г. – о. Василий Вержболович
  • 1949 – 1950 г.г. – протоиерей Николай Демьянович
  • Январь – август 1950 г. – игумен Иосиф Стулевич
  • Август – декабрь 1950 г. – протоиерей Алексий Данилевич
  • 1950 – 1951 г.г. – священник Валентин Дейнеко
  • 1951 – 1952 г.г. – священник Игорь Зелезняк
  • 1952 – 1957 г.г – священник Димитрий Хмель
  • Декабрь 1957 – февраль 1958 г.г. – игумен Игнатий Кударенко
  • 1958 – 1978 г.г. – протоиерей Владимир Житковский (младший)
  • 1978 – 1982 г.г. – священник Владимир Башкиров
  • С осени 1982 г. – протоиерей Владимир Зимницкий, который 21 декабря 2003 года получил звание митрофорного протоиерея.

logoisk_history3В 80-е годы стены храма были расписаны специально приглашёнными с Сергиева Посада иконописцами во главе с известным мастером А.Г.Столяровым. Работы начались при о. Владимире Башкирове. Придел во имя святителя Николая Чудотворца расписан на тему Апокалипсиса, его алтарь – на тему Тайной Вечери. Среди многочисленных отлично выполненных образов есть все белорусские святые.

С 1999 года службы в храме совершаются каждый день: понедельник – среда – Литургия, четверг – суббота – акафист «Покрову Божьей Матери» и Литургия. С 2003 года ежедневно в конце вечернего богослужения – акафист святителю Николаю Чудотворцу.

 

 

Священник Василий Вержболович.

vergbalovich

Священник Василий Вержболович отдал пастырскому служению 63 года жизни, 53 из которых – в Логойском храме Николая Чудотворца.

Родился Василий Вержболович в 1862 г. в местечке Телеханы, которое тогда относилось к Гродненской губернии. Следуя примеру отца-священника, он закончил Минскую духовную семинарию. Женился на дочери настоятеля Логойского Свято-Николаевского храма Стефаниде Ржецкой, которая стала его верной помощницей. После смерти тестя в 1880 году 27-летний Василий занял осиротевший приход. Его служение здесь прерывалось на 10 лет: в 1932-м священника назначили настоятелем церкви в селе Волма Минского района, а два года спустя арестовали и отправили в ссылку. Вернулся он в Логойск в сентябре 1942 г. и служил Богу и людям до самой смерти. Нет необходимости перечислять награды, полученные за это  священником. Самой главной из них было исключительное уважение прихожан. Настоятель являлся не только ревностным хранителем веры, но и мудрым наставником, чутким человеком. Даже в преклонном возрасте он обладал достаточной физической силы, бодростью и ясным умом. Служивший позже в Логойске протоиерей Дмитрий Хмель в своих воспоминаниях рассказывал об увлечении отца Василия пчеловодством. Еще до революции его ульи стояли в парке старого графа Тышкевича, с которым настоятеля связывали дружеские отношения. -- Бывало, бегу я через глубокий ров к пчелкам, -- рассказывал Василий Вержболович, -- а граф кричит вслед: «Отец Василий, дал бы ты мне хоть одну свою ногу».

Те, кто знал священника, считали, что о его жизни можно было написать интересную книгу. Умер он в 1952 году и похоронен на кладбище в Логойске.

 

Протоиерей Владимир Емельянович Житковский.

gitkovsky-st

В 70-е годы ХХ века, в эпоху «научного атеизма», протоиерей Владимир Емельянович Житковский, в качестве заштатного священника проводил службы и исполнял требы Логойского прихода, замещая  своего сына протоиерея Владимира Житковского, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца города Логойска, во время его болезни и продолжительного лечения.

Житковский Владимир Емельянович родился на хуторе Таборище Минской губернии в 1898 году. Полторы волоки земли были дарованы деду Владимира Шимону Житковскому, который в 1854 году, покрытый ранами и медалями, с Георгиевским крестом на груди, выходил из действительной службы.

В 1856 году он женился на местной белоруске, и уже в 1857 году они крестили в местной Засульской церкви своего первенца Емельяна. В семье Емельяна Житковского было пять сыновей и три дочери. Все дети ходили в церковно-приходскую школу, где их обучали азбуке, арифметике, чтению по церковно-славянски и пению на клиросе. Но особенно набожным и прилежным оказался Владимир. Его любознательность не давала покоя ни ему, ни его родителям. Наконец, на Пасху 1912 года он тайком покидает родной хутор с твёрдым намерением устроиться в монастырь, чтобы там, работая, продолжать учёбу. С большим трудом ему удалось добраться до местечка Ивенец, где находился женский монастырь. Когда он предстал перед воротами этого монастыря, то был замечен монахиней. Его приютили, обогрели, расспросили и оставили временно в монастыре на несколько недель. В течение этого времени решалась его дальнейшая судьба. Отец Володи по запросу игуменьи дал согласие на пребывание своего сына в монастыре. Однако в Ивенце его не оставили, а, снабдив деньгами и рекомендательным письмом, отправили в Минский мужской монастырь, где и должна была окончательно решиться его судьба. Из Минского монастыря со стариком-монахом Владимира направили в глубь России, в Тихонову пустынь. Пробыв в монастыре несколько лет, Владимир становится келейником старца Пимена.

Жизнь Владимира в монастыре продолжалась до революции в России, после которой он возвращается домой и становится учителем в Засульской школе, где он получил в детстве свои первые уроки. Но преподавать ему в начальной русской школе пришлось недолго. С приходом буржуазного правительства Мостицкого русский язык из школ был изгнан и заменён польским. Ополячивание стало основной программой школ. Вот и Владимиру Емельяновичу как русофилу в школе места не нашлось. Тогда он опять оставляет отчий дом, и на этот раз уже навсегда. Он устраивается в Виленском Свято-Духовом мужском монастыре в качестве келейника архимандрита Савватия и деятельно готовится к экзаменам. В 1926 году он экстерном сдаёт экзамен на псаломщика и получает назначение в Гейсишкую православную церковь вблизи Вильно. Здесь он вступает в брак с Тыщук Ксенией Варфоломеевной, и вскоре молодые супруги переезжают в местечко Троки, а затем из Литвы в земли белорусские, в местечко Кобыльник, где у них в 1928 году родился сын Владимир. Владимир Емельянович успел сменить ещё несколько приходов как на территории Белоруссии, так и Литвы прежде, чем достиг сана диакона.

Наконец в 1943 году он сдаёт богословско-пастырский экзамен и посвящается в священники экзархом Прибалтики митрополитом Сергием в Свято-Духовом монастыре в Вильно.О. Владимир служил настоятелем православных приходов  в Зарасай, Ужусаляй, Гейсишках (Литва), Нарочи, Плещеницах, Озере и уже в качестве заштатного священника в Логойске, где с 1958 года настоятелем Свято-Николаевского храма пребывал его сын протоиерей Владимир Владимирович Житковский. И это было благом для прихожан Логойской Свято-Никольской церкви, так как по-прежнему осуществлялся действенный контроль государства за деятельностью Русской Православной Церкви, начавшийся в 1950-е годы и имевший своей целью полную ее ликвидацию. На 1971 год Русская Православная Церковь имела 6234 зарегистрированных священника, четыре года спустя их число сократилось до 5994. Продолжали закрываться храмы. Общее число приходов с 7274 сократилось до 7038. Протоиерей Владимир (старший) проводил службы и исполнял требы Логойского прихода, замещая своего сына во время его болезни и продолжительного лечения.

Скончался протоиерей Владимир Емельянович Житковский зимой 1977 года и похоронен на Логойском православном кладбище. Его сын Владимир Житковский летом 1977 года посвящает своему отцу стихотворение, описывая его судьбу. Вот заключительные строки этого стихотворения:

Твой скромный труд негромок был,
Как тысячей служителей Господних,
Но как насущный хлеб ты был необходим
Для православного народа.

Биография и фото предоставлены внучкой протоиерея Владимира Емельяновича Житковского Алевтиной Владимировной Мосюковой (Житковской).


Протоиерей Владимир Владимирович Житковский.

gitkovsky-mlС 22 января 1958 года по 17 мая 1978 года настоятелем храма святителя Николая Чудотворца города Логойска был протоиерей Владимир Житковский.

Это были годы второй волны гонений на Русскую Православную Церковь в Советском Союзе. Началом кампании можно считать выход секретного постановления ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“ от 4 октября 1958 года. Оно обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки». Принятая на XXII съезде Третья Программа КПСС (17—31 октября 1961 года) предусматривала, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм, и партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков. Главным методом борьбы с Церковью стали теперь не аресты и физическая расправа, а административное давление и запугивание. Священнослужителей пытались подкупить, шантажировали их и их родственников, принуждали отрекаться от сана и выступать с атеистическими заявлениями. Налоги, которые платили священники по меньшей мере в 7 раз превышали налоги обыкновенного советского служащего. С 1961 года хозяйственная и финансовая деятельность полностью переходила к так называемым «двадцаткам», священник-настоятель превращался в простого наемника. Среди членов «двадцатки» власти старались иметь своего человека, который бы подрывал приходскую жизнь изнутри. Священника снимали с регистрации по любому удобному поводу, затем при участии милиции и рьяных активистов из комсомола храм закрывался. Были запрещены благотворительная деятельность, паломничества, церковные библиотеки. Церковные требы подлежали обязательной регистрации с указанием паспортных данных. Это давало возможность властям установить слежку за верующими, проводить чистки на собраниях, понижать в должности, увольнять, исключать из института и так далее. Не допускалось приходить на службы с детьми, родителей запугивали лишением родительских прав, оказывалось давление на священников вплоть до того, что последние должны были сами не допускать детей к храму, останавливать службу. Верующие представлялись в карикатурном виде, ложь и ругань в адрес Церкви полилась в печати. Об амбициозных стараниях местных властей в антирелигиозной борьбе свидетельствует обращение 1961 года в союзные органы с предложением объявить БССР первой безбожной республикой.

dcwlsgdms1eЖитковский Владимир Владимирович родился 28 июня 1928 года в местечке Кобыльник (ныне поселок Нарочь) Минской области в семье священника. В 1946 году окончил Вильнюсскую гимназию № 6 имени Черняховского. И в этом же году Житковский Владимир поступил в Виленскую Православную Духовную семинарию. В 1947 году, будучи воспитанником 2-го класса, был переведён для продолжения образования в Минскую Духовную семинарию в Жировицком монастыре в связи с закрытием Виленской Духовной семинарии. 5 февраля 1950 году рукоположен в Минском кафедральном соборе во диакона архиепископом Минским и Белорусским Питиримом. 26 марта 1950 году в том же соборе рукоположен во пресвитера. В 1950 году Житковский В. В. женился на Валентине Николаевне Лешкевич, и впоследствии у них родилось трое детей: сын Дмитрий (1951 года), дочь Алевтина (1953 года) и сын Олег(1958 года).После окончания Минской духовной семинарии (1950 год) иерей Владимир Житковский  назначен настоятелем Ильской Свято-Ильинской церкви Вилейского благочиния Минской епархии. За усердное служение Церкви на данном приходе митрополитом Минским и Белорусским Питиримом ко дню Святой Пасхи награждён скуфьею в 1953 году, а в 1956 году – камилавкою. 22 января 1958 года Митрополит Питирим назначил иерея Владимира Житковского (по его просьбе) на должность настоятеля Логойской Свято-Николаевской церкви 1-го Минского благочинного округа, а его супруга Валентина Николаевна была назначена псаломщиком. В 1960 году ко дню Святой Пасхи священник Владимир Житковский награждён золотым наперстным крестом митрополитом Гурием. А в 1962 году к празднику Святой Пасхи за усердное служение Церкви архиепископом Минским и Белорусским Варлаамом награждён протоиерейством.В августе 1962 года в связи с воссоединением соседнего Плещеницкого прихода протоиерей Владимир Житковский был уполномочен исполнять религиозные обязанности в бывшем Плещеницком районе.Указом архиепископа Минского и Белорусского Сергия от 24 мая 1965 года протоиерею Владимиру Житковскому было дано благословение на настоятельское служение в Свято-Петропавловской церкви города Кореличи Гродненской области. Однако церковному совету и прихожанам Логойской Свято-Николаевской церкви удалось отстоять своего настоятеля, и уже последующий указ епископа Антония от 11 июня 1965 года определил служение о. Владимира на прежнем месте в Свято-Николаевской церкви города Логойска.В 1967 году  вновь за усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи протоиерей Владимир был поощрён архиепископом Антонием и награждён палицею, а в 1972 году – крестом с украшениями. Он продолжал служить в Логойской Свято-Николаевской церкви вплоть до своей кончины  17 мая 1978 года. Похоронен на кладбище в Логойске.

g7ebv4wg83m dkhumotmss4

Биография и фото предоставлены дочерью протоиерея Владимира Владимировича Житковского Алевтиной Владимировной Мосюковой (Житковской)


.