• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
.
.

История

Гайна – один из самых древних населённых пунктов Логойского района, история которого теряется в глубине столетий, исконное владение польских королей. Ещё в XIX в. существовало местное придание, что когда-то давно Гайна была городом .
Впервые православная церковь Святого Архангела Михаила в местечке Айне упоминается в 1545 г., когда, согласно летописи, князь Иоанн Васильевич Соломеретский назначил сюда священника Дмитрия, и дав ему «люди и земли церковные, яко здавна в собе мает» . В 1604 г. православное население Гайны было присоединено к униатам.
Согласно «Визитам» 1763 г. деревянная униатская Свято – Михайловская церковь во владении пана Волотковича, старосты Гайненского, отмечена как «stara barso». В составе прихода были местечки Гайна, деревни: Звериничи, Слобода, Айноровичи, Кузевичи, Логоза, Селец, Жиличи, Слижин, Бустовичи, Городище, Заельники, Пасеки, Борщевники. Администратором (настоятелем) назван священник Фома Малентович (с 1762 г.) .
В начале XIX в., в 1806 г. старая Свято-Михайловская церковь была уничтожена пожаром. Солгласно «Визитам» 1806 г. богослужения проводились в скромном временном помещении. Филиальные часовни в это время существовали в деревнях Бустовичи и Селец. Земельный вклад Гайненской церкви наделялся в XVII – XVIII веках от королей Польских, начиная с Жигимонта I .
В «Визитах» 1825 г. говорится о трёх филиальных часовнях Гайненского прихода: в деревнях Бустовичи, Селец, и Городище .
Согласно «Клировой ведомости» 1841 г. церковь в Гайне была построена в 1790 г. стараниями бывшего священника Шидловского. Определяется как абсолютно трухлявая. Это был период крайнего упадка Гайненского православного прихода, главной причиной которого были некоторые особенности поведения настоятеля – бывшего униатского священнослужителя (дворянина по происхождению) Гавриила Юрьева Усаковского. Надменный нрав этой «духовной особы», многочисленные судебные тяжбы с помещиками, прихожанами и духовенством, продажа приходского имущества, неоднократные судимости и штрафы привели к тому, что в 1841 г. сам священник Усаковский уже второй год находился «в запрещении за худое поведение», а с церковной утвари имелись только ризы и подризник, а Святого Престола в храме не было совсем. Не в лучшем состоянии была Свято-Аннинская часовня в деревне Городище, построенная когда-то помещиком Домиником Красовским . Прихожане были на это время поделены и приписаны, одни к Янушковичскому приходу, другие к Логойской Богоявленской церкви .
В 1845-1846 гг. «тщанием прихожан» и под управлением нового настоятеля, отца Адама Самковича, строится новая деревянная Свято-Михайловская церковь, позднее приписная . Но новая церковь оказалась непрочной и уже через 15 лет, в 1860 г. была «по непрочному устройстве предположена к починке» .
Новым настоятелем Гайнинской церкви становится 17 августа 1863 г. священник Роман Яковлевич Москалевич.
После польского восстания 1863 г. в Гайне был упразднен католический приход. Его земельное имущество перешло в казну государства, а постройка бывшего Успенского костёла была передана православному приходу и 16 октября 1867 г. освещена архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем) как православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы . Нужно заметить, что владыка Михаил посещал Гайненский приход и раньше, 11 июля 1855. Наблюдая за тем, как настоятель прихода о. Адам Самкович служит обедню и молебен, архиерей заметил в службе немало ошибок, после чего о. Адам был вызван в Минск, где был вынужден на протяжении недели практиковаться в кафедральном соборе .
Величественный каменный Успенский костёл был построен в 1781 г. (по другим сведениям в 1796 г.) . Его образы дошли до нас благодаря рисунку Наполеона Орды 1876 г. и фотографии Яна Балзункевича нач. XX столетия. В архивных документах отмечается, что на момент передачи бывшего костёла православным здание находилось в плохом состоянии и требовало основательного ремонта, что и было со временем сделано. gaina_history1По описанию 1879 г. Гайненская Свято-Успенская церковь уже имела достойный вид православного храма. «Внутреннее пространство вместительности заключает в себе около 70 квадратных сажень, своды поддерживаются четырьмя столбами, стены выбелены, пол на самой церкви кирпичный, а в алтаре деревянный; к отоплению не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на три ступени. Иконостас нового устройства, с пилястрами, покрашенный в светло-голубой цвет, с золочёными карнизами, рамами и резьбою, состоит из 30 икон, расположенных в пять ярусов. К другим иконам, замечательным по достоинству и ценности, относится икона Казанской Божьей Матери, величиною в восемь вершков, присланная в сию церковь от его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича при преобразовании сей церкви из римско-католического костёла в 1867 году» .
Бывшая приходская Свято-Михайловская церковь стала после 1867 г. приписной .
19 июня 1875 г., во время знакомства с приходами епархии, Гайненскую церковь посетил архиепископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин). «Минские епархиальные ведомости» в связи с этим отмечали, что храм «содержится с должной заботливостью о чистоте и порядке» и вообще оставляет самое приятное впечатление. В Гайне Владыка Александр присутствовал на всенощном богослужении, по окончании которого, «осмотрев порядок в алтаре и ризнице, вышедши на солею, Архипастырь говорил к прихожанам поучение о христианской жизни в любви к Богу и мире с ближними. Благословляя затем паству, Владыка испытывал детей в знании начальных молитв, а учеников народного училища – начальных истин веры. Ответы, по-видимому, давались вполне удовлетворительные. Отрадное впечатление составляет сей приход и в том отношении, что хотя значительная часть прихожан состоит из новоприсоединившихся, но к настоящему времени в этих новых овцах двора Господня, по заявлению местного священника, исчезли следы религиозной розни. Здесь, в Гайне, в доме священника Его Преосвященство изволил иметь ночлег. Часы отдохновения Владыка провёл в милостивой беседе с духовенством, входя в подробности условий бытового положения его в сей местности» .
Весной 1886 г. во время знакомства с церквями Минского и Борисовского уезда Гайну посетил епископ Минский и Туровский Варлаам (Чернявский). Общая картина приходской жизни гайненцев, обращая внимание на отзвук «Минских епархиальных ведомостей» снова произвела самые хорошие впечатления на высокого гостя .
12 июня Гайненские прихожане снова встречали в своём храме архипастыря - епископа Минского и Туровского Михаила (Темнорусого) .
После смерти о. Романа (12 июня 1905 г.) настоятелем Гайненской церкви стал один из его сыновей, о. Владимир Москалевич.
Приемником отца Владимира в Гайненской церкви стал в 1929 г. иерей Фёдор Даримедонтович Загаровский. Отцу Фёдору суждено было стать последним настоятелем древнего храма. В 1932 г. правительством Советского Союза была оглашена так названная «безбожная пятилетка». По существу, это стало сигналом к открытому террору и расправе над Церковью, массового ареста священнослужителей и закрытия храмов. Не обошла и трагическая доля и Гайну.
В годы Великой Отечественной войны был уничтожен и сам величественный древний Гайненский храм. Его руины в послевоенное время были разобраны на кирпичи местными жителями.
gaina_history2Возрождение духовной жизни в Гайне началось, как и в других местах, в начале 1990-х гг. вместе с известными переменами в обществе и государстве. В это время благодаря энергичности и духовному настрою бла-гочинного Логойской округи протоиерея Владимира Зимницкого и православных Гайненцев был зарегистрирован приход в честь Св. Архистратига Божьего Михаила (в продолжение многовековой Гайненской традиции). Вскоре, усилиями и хлопотами раба Божьего Ивана Прокопьевича Ковалёва, началось возведение скромного храма. Собственными руками этого христианина новая церковка строилась на протяжении пяти лет.
Новыми страницами летопись Гайненского прихода пополнилась в начале XXI века.
В мае 2002 г. Гайненский приход после семидесятилетнего перерыва получил своего настоятеля. Им стал ново-рукоположенный священник Александр Попов.
А 12 октября 2002 г. Гайненский храм был торжественно освящён викарием Минской епархии епископом Иоанном (Хомой).

Настоятели прихода:
Священник Дмитрий (упоминается в 1545 г.)
Священник Михаил Сидорович (упоминается в 1613 г.)
Священник Фома Малентович (с 1762 г.)
Священник Иосиф Шидловский (с 1767 г., на 1806 г.)
Священник Василий Оберман (с 1821 по 1822гг.)
Священник Стефан Лапушинский (на 1825 г.)
Священник Мартин Ржецкий (на 1831 г.)
Священник Гавриил Усаковский (в 1832-1840 гг.)
Священник Леонтий Хлебцевич (в 1843-1844 гг.)
Священник Адам Самкович (с 1845 г., на 1855 г.)
Священник Фауст Пигулевский (с 1859 г.)
Священник Роман Маскалевич (с 1863-1905гг.)
Священник Владимир Маскалевич (с 1905 г., на 1932 г.)
Дьякон Иоасаф Сулковский (с 1910 г.)
Священник Феодор Загорский (с 1929 г., по 1932 г.)
Священник Александр Попов (с 2002 г. по наст. время)


.