7 января 2024 года, в праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, в храмах Логойского благочиния прошли праздничные Литургии.
В этот день Господь Иисус Христос родился на свет от Девы Марии — беззащитным Младенцем, в скромном хлеву в городке Вифлееме.
Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.
Еще укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие.
В храмах Логойского благочиния прихожане приняли активное участие в украшении храмов к празднику Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Накануне Нового года среди учащихся Октябрьской СШ настоятелем храма иереем Сергием Солодышевым был объявлен конкурс на лучший рисунок и поделку, посвященные Рождеству Христову, которые были выставлены в храме.
В конкурсе принял участие и настоятель храма, сделав пряничный домик.
7 января 2025 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, благочинный Логойского церковного округа, настоятель храма протоиерей Александр Зимницкий совершил ночную Божественную литургию в храме Рождества Христова аг. Острошицы.
Песнопения богослужения исполнил хор под управлением регента Татьяны Бондаренко.
По окончании Литургии был совершён крестный ход, в котором приняли участие настоятель храма протоиерей Александр Зимницкий, прихожане и паломники.
После богослужения протоиерей Александр Зимницкий обратился к молящимся со словом назидания, поздравил всех с праздником и причастников с принятием Святых Христовых Таин.
Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и
все верные чада Белорусской Православной Церкви!
С молитвенной радостью поздравляю вас с пресветлым и спасительным праздником Рождества Христова. Сердца наши ликуют и исполняются благодатным трепетом, ибо «Бесплотный воплощается, Слово овеществляется, Невидимый созерцается, и Неосязаемый осязается, и Безначальный начинается. Сын Божий Сыном Человеческим становится: Иисус Христос вчера, и сегодня и во веки Тот же!» (Собор Пресвятой Богородицы. Стихиры на стиховне).
Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст раскрывает основания нашей радости и всемирного торжества: «Ныне древние узы разрешены, смерть сокрушена, Рай открыт, проклятие уничтожено, грех удален, заблуждение истреблено, истина возвратилась, ангелы входят в общение с людьми и люди безтрепетно беседуют с ангелами» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа).
И Церковь снова призывает нас прикоснуться к великой благочестия тайне – тайне Боговоплощения, которая открывает великую истину о любви и милосердии Бога к человеческому роду. Ибо только любовью к нам можно объяснить Его приход в мир, лишенный полноты общения с Богом, мир, исполненный греха, болезней и смерти.
В эти дни мы с умилением созерцаем образ пещеры, в которой родился Богомладенец. Но эта пещера есть и свидетельство Его великого смирения, истощания, снисхождения к нам, как об этом говорит праздничное богослужение: «Господи, в Вифлеем прибыв, в пещеру Ты вселился; имея небо престолом, в ясли был положен; Тот, Кого окружают воинства Ангелов, к пастухам сошел, чтобы спасти, как Милосердный, род наш» (Стихиры на стиховне. Собор Пресвятой Богородицы).
Этим Господь свидетельствует, что ничего не требует и не берет от этого мира и его временных благ, ибо уже обладает всем. Он пришёл подарить через Себя полноту Богообщения всем людям, всему творению. По слову святителя Иринея Лионского, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати. Именно к этому призывает нас Господь и именно в жизни с Богом заключены цель и смысл человеческого существования.
Первый человек, Адам, был создан не только для того, чтобы оставаться высшим творением Божиим: он был призван стать возлюбленным сыном Божиим, во всём послушным Отцу, но не сумел сохранить достоинство этого великого звания и, совершив грехопадение, «ушел на страну далече», потеряв первозданную чистоту и возможность Богообщения.
Тогда Сын Божий становится «Вторым Адамом», чтобы исполнить то, что нарушил Адам первый. Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), своим смирением и послушанием исполнил заповедь Отца Небесного, вернув человеческой природе Божественное достоинство.
Эти святые и спасительные размышления над смыслом Рождества Христова не должны оставаться знаниями, не имеющими деятельной силы. «Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли…» — слышим мы вопрошание праздничного Богослужении, обращённое к нам.
Как Пресвятая Дева дала Сыну Божьему Свою Пречистую плоть, так и в каждом из нас должен родиться Христос, подобно тому как Он родился в Вифлеемской пещере. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, «в будущей жизни христианин…будет тщательно испытуем, имел ли он какое подобие Христу, как сын отцу».
Это новое рождение, вхождение в полноту Божественной жизни обретается через участие в церковных Таинствах, которые дают нам возможность уже здесь, на земле, приобщаться к спасающей и освящающей благодати Божией. И если необходимость Крещения большей частью люди признают, то о других Таинствах, особенно Таинстве Божественной Евхаристии, Причастии, зачастую многие забывают.
Но единство со Христом не может быть только на словах, оно должно быть живым и реальным. Мы молимся Отцу нашему Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И Господь наш Иисус Христос раскрывает истинный смысл этих слов: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). А это значит, что участие в Божественной Литургии, за которой мы приобщаемся Тела и Крови Христовой, необходимо для полноты жизни с Богом и нашего спасения.
Но будем также помнить, что без богоугодной и добродетельной жизни участие в Таинствах не принесет необходимых плодов. «Достоин же Бога тот, кто прям, истинен, кроток, добр, сострадателен, милосерд, милостив, добросердечен, терпелив, безропотен, человеколюбив», — учит нас преподобный Симеон Новый Богослов. И если мы соединим любовь к богослужению с исполнением Божественных заповедей, то каждый из нас сможет стать вертепом, в котором родится Христос, храмом, в котором будет пребывать Дух Божий.
Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляя вас с Рождеством Христовым и Новолетием, желаю, чтобы всякий день вашей жизни был освящен милостью Божией, чтобы вашими поступками руководила деятельная любовь к Богу и ближним, а мысли вдохновлялись спасительными размышлениями о великих делах, которые Господь совершил ради нашего спасения. Пусть радость о Родившемся в Вифлееме Богомладенце Христе всегда исполняет Ваши сердца, а Его благословение пребывает на всех семьях, народе нашем и богохранимом нашем Отечестве!
+ ВЕНИАМИН,
Митрополит Минский и Заславский,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Рождество Христово
2024/2025
город Минск
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Пройдет несколько дней, и мы будем приветствовать Спасителя, Который появился в мир не в богатом доме, не в царских палатах, а в пещере, куда пастухи в ненастье загоняли скот.
Это случилось много веков тому назад недалеко от Вифлеема. Сюда наряду с другими соотечественниками пришли старец Иосиф и будущая Мать Иисуса Христа – святая Дева Мария. Здесь жили их предки, и потому объявленную правителем перепись населения они должны были пройти именно в этом городе. Но все гостиницы и постоялые дворы были заняты. И сколько не просились путники, никто не открыл им двери. Черствые сердца горожан не почувствовали святости, которая излучалась от этих усталых людей.
И тогда они отправились искать место для ночлега за городом. Им и стала пещера. Там ночью Мария родила Сына, спеленала Его и положила в ясли на солому и сено. Для Господа не нашлось в момент рождения иного места, как эти ясли.
Первыми, кто пришел поздравить в эту ночь Деву Марию с рождением Сына, были пастухи. Они стерегли скот в поле и увидели в темном небе ангела, сообщившего им радостную весть. В пещере они увидели кроткую, любящую Мать с задумчивым взором и ясною улыбкой материнского счастья. Именно такой изображена Она на иконе в храме Рождества Христова рядом со ступеньками, ведущими в ту самую пещеру.
Когда представляешь эту картину, в душе появляются волнение и тревога. А мы бы открыли двери своих домов и квартир седовласому старику и юной Деве? И так хочется ответить утвердительно.
Тогда возникает чувство радости от того, что Спаситель вновь явится Младенцем в мир, чтобы открыть в наших сердцах доброту, истинную любовь, чистоту миросозерцания, ощущение безграничного счастья.
Поздравляю всех с Рождеством Христовым и желаю, чтобы сердца ваши пламенели верой и любовью, освещая путь Спасителю, приходящему на молитвенный призыв верующих в Него.
Александр ЗИМНИЦКИЙ, благочинный Логойского церковного округа.